Все родители стремятся дать ребенку хорошее воспитание и образование. Все делают для того, чтобы их ребенок в школе был отличником, ошибочно полагая, что это поможет ему в будущей взрослой жизни. Но так ли это на самом деле?

Психологи выделяют разные виды отличников:

Маленький карьерист - этот ребенок учится на отлично, потому что ему интересен сам процесс обучения, ему легко даются многие дисциплины, а в старших классах он понимает, что хорошие оценки дают различные привилегии в школе и любовь родителей дома. Такие дети обычно очень упорны и трудолюбивы, но им трудно найти общий язык с одноклассниками.

Потомственный отличник – мама и папа учились на отлично и просто представить не могут, что их ребенок может получить низкую оценку. «Комплекс отличника» формируется именно в семье из-за завышенных требований родителей к своему чаду.

«Мамина гордость» - эти детки просто обязаны хорошо учиться, потому что так сказала мама, а мамино слово - это закон. Они испытывают сильнейший стресс, когда не могут порадовать маму отличной оценкой.

Светлая голова – ребенок все успевает, хватает на лету, дома быстро делает домашнее задание и бегом на улицу к друзьям. Все бы ничего, но только такой ребенок привыкает к тому, что ему все дается легко, и когда встречает трудности, то стресс неизбежен.

Школьные пятерки – если это оценки, заработанные ради какой-то реальной цели, то нет повода для беспокойства, но если пятерка - это сама цель, а другая оценка - это личная трагедия, то это настоящий повод задуматься над психическим здоровьем ребенка.

Несмотря на такое многообразие отличников, существует психическое состояние присущее многим из них – так называемый «комплекс отличника», стремление всегда и везде быть первым, при этом не допускать никаких ошибок. Отличник предъявляет завышенные требования к себе и к окружающим его людям. Все, чем занимается отличник, должно быть на высшем уровне, любой провал воспринимается как катастрофа. У такого человека нет права на ошибку, из чего возникает страх перед неудачей, а вследствие всего этого - стресс, головные боли, бессонница, синдром хронической усталости.

Когда ребенку задают определенную психологическую программу, такую как «ты должен быть отличником», «ты должен соответствовать мама и папе». Ребенок понимает это так: «если я получу плохую оценку, меня не будут любить». Такое программирование наносит школьнику серьезную психологическую травму, особенно, когда способности ребенка не позволяют достигнуть поставленной перед ним цели.

Люди с «синдромом отличника» живут не для себя, а для своего оценщика. Их цель в жизни - получить заветный высший балл и почувствовать себя любимым мамой и папой. Фразы наподобие «ты должен», «ты обязан», «тебе нужно» и прочие формируют «синдром отличника». Ребенок стремится к поставленной цели, напрягая все свои силы, и уже перестает быть тем, кем он является на самом деле. Проживает жизнь родителей, а не свою жизнь.

Чтобы у вас не было подобной проблемы, поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, хвалите за любые, даже самые незначительные достижения. Это не означает, что нужно игнорировать неуспеваемость. Просто постарайтесь придать ему уверенности в себе и своих силах. Научите, что после падения человек встает и идет дальше, но уже с приобретенным опытом. С вашей поддержкой и своими способностями, ребенок без проблем сможет учиться на высоком уровне и жить полной и счастливой жизнью!

Джерело